Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - «Техника»
Судьба единственного российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вобрала в себя, кажется, все перипетии последних лет жизни страны, где он создавался. Об этом красноречиво свидетельствует череда переименований («Рига» — «Леонид Брежнев» — «Тбилиси») вплоть до того дня, когда ему наконец было присвоено имя выдающегося советского флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова.
Советский мегапроект
Уже само название проекта 11435 – «Советский Союз» говорит о его масштабах. В разработке и создании авианосца «Адмирал Кузнецов» в разное время приняли участие порядка 700 предприятий 16 союзных министерств. От закладки до принятия крейсера в состав военно-морского флота прошло более 8 лет.
Стоит отметить, что все эти годы шла напряженнейшая борьба с участием представителей военного ведомства, ВПК, разработчиков, высокопоставленных советских чиновников прежде чем из пяти проектных вариантов был выбран ныне действующий.
Разработка проекта самого большого советского авианесущего крейсера была поручена коллективу Невского проектно-конструкторского бюро в конце 70-х годов, а в начале апреля 1982 года в Николаеве на стапелях крупнейшего в Советском Союзе Черноморского судостроительного завода состоялась его закладка.
Палуба, уходящая в небо
В отличии от своих предшественников авианесущих крейсеров, рассчитанных на палубные штурмовики с вертикальным взлетом (Як-38), «Адмирал Кузнецов» проектировался под авиацию с обычными взлетом и посадкой. Рассматривались два варианта старта – с паровой катапультой и с удлиненной палубы-трамплина. В целях экономии предпочтение было отдано второму варианту.
Первыми палубы авианосца коснулись шасси истребителя Су-27, пилотируемого прославленным летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым 1 ноября 1989 года, а вслед за ним его коллега Т. О. Аубакиров впервые взлетел с палубы-трамплина на МиГ-29К.
«Адмирал Кузнецов» — это в полном смысле плавучая авиабаза с взлетной палубой площадью около 15000 кв. метров, плавно переходящей в трамплин с обязательными атрибутами авианосца – аэрофинишерами и подъемниками.
Для подготовки летчиков палубной авиации в Крыму в пос. Саки был создан Наземный испытательный тренировочный комплекс, более известный, как НИТКА. Позже комплекс перешел в собственность Украины. С 2013 году НИТКА уже российская обосновалась в Ейске, а в 2015 году учебный центр в Саки был возрожден.
Не авиацией единой
Безусловно, авиационная составляющая является основой ударной мощи «Адмирала Кузнецова». На его борту может размещаться авиакрыло – группировка из нескольких десятков палубных истребителей (Су-33, МиГ-29К) и вертолетов (Ка-27, Ка-31). Однако о применении одной лишь авиации не может быть и речи. У авианосца слишком много врагов в небе, на земле, на воде и под водой, которым ему есть, что противопоставить.
«Адмирала Кузнецова» очень трудно застать врасплох, поскольку он «под завязку» напичкан самой современной электроникой, как говорится, на все случаи жизни. На нем установлено несколько видов РЛС, навигационный комплекс, комплексы связи, управления полетами, гидроакустические комплексы, аппаратура РЭБ. Всем этим сложным электронным хозяйством «руководит» боевая информационно-управляющая система «Лесоруб».
Для уничтожения надводных целей «Адмирал Кузнецов» оснащен 12 противокорабельными комплексами «Гранит» и 6 автоматическими пушками АК-630. Для борьбы с подводными лодками установлены две ракетно-бомбовые установки «Удав» с боекомплектом из 60 глубинных бомб. С воздуха корабль надежно прикрыт зенитно-ракетным комплексом «Кинжал» и ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик».
На северных рубежах
«Адмирал Кузнецов» принимает топливо от танкера «Сергей Осипов»
Как сообщил представитель главкома ВМФ А. Суров, российскому авианосцу в ближайшее время предстоит серьезная доработка в связи с поступлением новых типов самолетов. По сути, это будет уже авианесущий морской комплекс, оснащенный самолетами и вертолетами нескольких типов и назначения – информационных, разведывательных и ударных.
Связанные статьи: