Самый древний камень Земли обнаружен... на Луне - «Космос» » Новости Электроники.
Самый древний камень Земли обнаружен... на Луне - «Космос»

Самый древний камень Земли обнаружен... на Луне - «Космос»

Команда ученых из Института изучения Луны NASA провела новый, самый детальный за всю историю анализ лунного грунта — а именно образца «Большая Берта». Этот увесистый камешек был привезен с Луны в 1971-ом в ходе миссии «Аполлон-14». Ученые нашли в нем около 2 граммов кварца, полевого шпата и, самое важное, циркония с элементами урана. Их изучение позволило сделать вывод – этот камень появился на Земле и только потом попал на Луну.

Цирконий, кварц и шпат почти не встречаются в лунном грунте, тогда как для Земли эти минералы обыденны. Химический анализ показал, что формирование камня происходило в среде, богатой кислородом, на что указывают следы окислительных процессов. Плюс нужна была температура уровня магматической лавы – ничего подобного на Луне нет. И не могло быть даже во времена формирования этого космического тела.

Наличие в образце урана позволило достаточно точно вычислить возраст камня по периоду полураспада этого элемента: 4-4,1 млрд. лет. Он образовался в разогретых земных недрах, на глубине около 20 км, откуда его в прямом смысле вместе с тоннами других скальных обломков выбило ударом кометы. Земля тогда была молода, ей было всего 540 млн. лет, а Луна находилась к ней втрое ближе, чем сейчас. И удар космического тела вполне мог перенести часть вещества с планеты на ее спутник.

Камень пролежал почти 4 млрд. лет глубоко под лунной поверхностью, поэтому он отличается от реголита снаружи. Около 26 млн. лет назад в район его залегания ударил крупный метеорит и образовался кратер Конус, а сам камень оказался на поверхности, где полвека назад его и подобрали американские астронавты. Это кажется каким-то невероятным совпадением, однако ученые полагают, что в реальности на Луне может быть множество древнейших камней с Земли. И они ждут своих первооткрывателей.

Большая БертаИсточник — Earth and Planetary Science Letters