Airbus показал съемные водородные силовые установки для самолетов - «Транспорт»
Электрификация авиации дает возможность найти новые компоновки двигателей для самолетов. Один из них предложила авиастроительная корпорация Airbus. Ее экспериментальная разработка подразумевает размещение всех элементов водородного силового агрегата, включая топливные баки, в съемных модулях-капсулах, устанавливаемых на крыльях. Такие двигатели предназначены для серии концептуальных электрических самолетов ZEROe, представленной в сентябре этого года.
Концепт наделен шестью двигательными модулями. В состав каждого из них входят резервуар с жидким водородом, система охлаждения, водородный топливный элемент, электромотор, легкий винт из композитного материала с восемью лопастями, силовая электроника, и вспомогательное оборудование, необходимое для работы агрегата в качестве автономной силовой установки. Каждый отдельный модуль будет получать команды непосредственно от полетного контроллера воздушного судна.
Интересно, что нет никакого упоминания о буферной аккумуляторной батарее. Видимо, небольшая задержка в изменении скорости вращения винта после регулировки подачи водорода на топливный элемент не является проблемой для таких самолетов, так как им обычно требуется постоянная и предсказуемо меняющаяся тяга.
Предполагается, что силовые установки ZEROe будут легкосъемными. При этом сами они получат модульную конструкцию, которая позволит быстро разбирать их на компоненты для обслуживания, проверки и ремонта путем замены отдельных узлов.
Независимость двигательных модулей и простота их снятия не только упрощают техобслуживание, но и способствуют увлечению надежности и, следовательно, безопасности самолета. Так, в случае неисправности одного из двигателей его можно полностью отключить или даже сбросить, чтобы завершить полет, используя тягу оставшихся модулей.
Кроме того, объединение всех элементов силовой установки в одном блоке на крыле позволяет освободить пространство в фюзеляже и благодаря этому повысить вместимость и грузоподъемность авиалайнера.
Жидкий водород для питания силовых установок самолетов будущего выбран потому, что он обеспечивает плотность энергии, сопоставимую или даже превосходящую аналогичный показатель топлива для обычных авиационных реактивных двигателей. В то же время использование водорода подразумевает отсутствие вредных выбросов и способствует достижению углеродной нейтральности.
Airbus уже получил патенты на двигатели такой конструкции, но это лишь одна из многих концепций, которые компания рассматривает для проекта ZEROe.
«Эта «капсульная» конфигурация — отличная отправная точка для дальнейшего изучения того, как мы можем расширить водородную технологию для применения в коммерческих самолетах, — говорит Гленн Ллевеллин, вице-президент Airbus по самолетам с нулевым уровнем выбросов. — Это один из вариантов, но многие другие также будут осмыслены, прежде чем мы сделаем окончательный выбор — это принятие решения ожидается к 2025 году».
Источник: airbus.com