Электрический самолет на водородных топливных элементах HY4 – новый вид транспорта с нулевыми выбросами - «Транспорт»
Перспективы, которые пророчит своему воздушном судну HY4 Немецкий аэрокосмический центр довольно впечатляющи: быстрые, дешевые, да еще и с нулевыми выбросами перелеты в европейском небе, которое сейчас как никогда нуждается в чистых технологиях. Новый самолет, первый вылет которого планируется провести летом 2016 года из аэропорта Штутгарт, является полностью электрическим летательным аппаратом, снабжаемым энергией от топливных элементов с протонообменной мембраной (Proton-exchange membrane fuel cell, PEMFC).
Такие топливные элементы представляют собой достаточно известную концепцию, которая ранее использовалась для первых космических экспедиций. Однако позднее от технологии решили отказаться, вследствие низкой, на то время, способности генерировать энергию. В ее основе лежат топливные ячейки, работающие за счет реакции взаимодействия кислорода и водорода, побочным продуктом которой является обычная вода. В настоящее время некоторые экспериментальные самолеты уже используют подобную идею, тем не менее, технология, которая бы сделала их широкое применение экономически выгодным, до сих пор не была разработана.
«С созданием HY4 мы хотим сделать воздушное пространство электромобильным, продемонстрировать осуществимость такой технологии и обозначить новое поле деятельности для индустрии пассажирского транспорта» - отмечает Йозеф Калло (Josef Kallo), координатор отдела Electrical Aviation Германского центра авиации и космонавтики.
Дизайн нового электросамолета HY4, созданного совместными усилиями ученых Ульмского университета, авиастроительной компании Pipistrel и производителем топливных элементов Hydrogenics, имеет одну любопытную особенность. Конструкция его корпуса представляет собой сплошное воздушное крыло, с двумя отдельными фюзеляжами для пассажиров и пилотов, между которыми располагается электрический мотор.
Согласно замыслу авторов проекта, судно будет вмещать в себя четыре человека, по двое в каждой гондоле. Топливные элементы обеспечат 80 кВт энергии, которых хватит на беспрерывный полет на расстояние от 700 до 1400 километров с крейсерской скоростью около 144 км/ч. Максимальная скорость водородного HY4 будет составлять порядка 200 км/ч.
Читайте также: Электрические самолеты Tesla – не фантазия, у Илона Маска уже есть готовый дизайн
«Также, нашей целью является использование самолетов, таких как HY4, в качестве электрического воздушного такси, которое позволит более гибко подходить к перевозкам пассажиров, и предложит более быструю альтернативу известным сегодня транспортным средствам» - говорит Калло.
Масса водородного воздушного судна в снаряженном состоянии составит примерно 1500 кг, что сопоставимо с массой среднего легкового авто. Такая легкость достигается за счет применения сплавов легких металлов и композитных материалов.
Представители производителя отмечают, что водородные самолеты могут произвести революцию в гражданской авиации. Мощности моторов на топливных элементах с протонообменной мембраной пока не достаточно, чтобы перемещать крупные воздушные суда, однако для небольших, с вместимостью несколько человек, их производительности вполне хватает. К тому же, в будущем, инженеры рассчитывают значительно увеличить их потенциал.
Неоспоримым достоинством таких транспортных средств являются доступная цена на авиабилеты, а главное - отсутствие вредных выбросов в атмосферу. С массовым использованием электросамолетов экология Европы (и мира в целом) избавится от одного из главных своих источников загрязнения. Немецкие исследователи уверены, что будущее - за «зеленой» авиацией.
Стоит отметить, что это далеко не первая попытка инженеров и ученых распространить электрическую тягу на воздушное пространство. Так, уже не один год швейцарцы Андре Боршберг и Бертран Пикар привлекают внимание всего мира проектом самолета на солнечных батареях. Одним из последних достижений их «детища» - «солнечного» самолета Solar Impuls стало рекордное трансатлантическое путешествие, которое является первым беспосадочным перелетом, осуществляемым только за счет энергии Солнца.
Читайте также: Электровелосипед H2 на водородных топливных элементах разработала немецкая компания Linde Group
Источник: dlr.de